Термостат

Автомобильный термостат, для чего нужен, как работает и его неисправности
Среди самых распространенных двигателей известны моторы с воздушным и жидкостным охлаждением. Охлаждение нужно чтобы двигатель работал в пределах наилучших температур, иначе, он может перегреться, и заклинить. Слишком холодный, не может выдать всей максимальной мощности, увеличивается износ деталей и расход топлива.
В воздушных системах, охлаждение происходит направлением наружного воздуха на нагревающиеся детали и радиаторы мотора. В жидкостном, охлаждающая жидкость направляется в радиатор, специальным автоматическим прибором, который называется термостат. При достижении нужной температуры, он направляет тосол (антифриз) через радиатор.
Как он работает
Термостат постоянно контактирует с жидкостью, которая его то нагревает, то остужает. Так как он работает как клапан, то при нагреве, клапан открывается и пропускает в радиатор жидкость, для охлаждения. Как только мотор стал остывать, клапан перекрывает вход для охлаждения и мотор греется. Так циклично работает термостат. Известно, что рабочая температура большинства двигателей находится в районе 80 – 90 градусов. На такие температуры и настроен этот прибор, если он начинает неправильно работать, то начинается либо перегрев, либо сильное охлаждение.
Принцип работы термостата состоит в том, что при нагреве элемента происходит его расширение и в результате этого, он нажимает, механически, на клапан, открывает жидкости вход в радиатор. Раньше таким элементом была специальная жидкость с большим объемом расширения, но с весьма низкой эффективностью и надежностью. В современных термостатах применяют шарик искусственного воска, который расширяется при нагреве и уменьшается после остывания, то нажимая клапан, то освобождая его.
Неисправности
Неисправность этого клапана сразу же проявляется. Если клапан все время остается закрытым, то машина начинает перегреваться и закипать. Причем пар будет вырываться из радиатора, так как клапан закрывает только с одной стороны радиатор, с другой выход для пара свободен. Поэтому пусть вас это не смущает, скорее всего, неисправен термостат, а не забит радиатор. В холодную погоду может происходить следующее, при движении с большой скоростью все нормально, а стоит попасть в пробку или ехать медленно, то машина закипает.
С другой стороны бывает так, что никак автомобиль не может прогреться, особенно в холодную погоду. Это означает, что термостат не перекрывает вход в радиатор и жидкость идет через него и остывает, не давая набрать нужную температуру мотору. И ту и другую неисправность клапана можно определить, не применяя ни каких приборов.
Способ определения
Определиться работает ли термостат можно на руку. Заведите автомобиль и дождитесь когда стрелка датчика температуры мотора, дойдет до верхнего предела (красная зона, перегрев). Откройте капот и осторожно, чтобы не обжечься, дотроньтесь до верхнего и нижнего шлангов подходящих к радиатору. Если один горячий, а другой нет, значит, через радиатор жидкость не проходит, не работает термостат, он закрыт.
В том случае если машина никак не прогреется (не достигает зеленой, нормальной зоны), тоже коснитесь шлангов, если они оба теплые, меняйте термостат. В данном случае он постоянно открыт.
Когда вам нужно убедиться, что именно термостат виноват в перегреве, то применяйте старинный способ. После снятия термостата, нагрейте до кипения емкость с водой и положите туда холодный термостат с закрытым клапаном, если он откроется, значит исправен. При замене нужно знать температурный режим двигателя и устанавливать термостат с такими же параметрами.